Маленький Томми не мог заснуть. Завтра он впервые пойдёт в школу, в первый класс. Ему было немного страшно, друзья постарше говорили, что школа это сущий ад, и Томми не мог им не верить.
- Да я тебе говорю, Том, - сказал его лучший друг Билли, - там заставляют сидеть целых сорок пять минут, решать какие-то задачи, слушать учителя, мыть доску...
- Что, правда?
- С чего бы мне тебе врать? Там даже нельзя разговаривать с друзьями!!
- Как же так?
- А вот так! Просто сидишь почти целый час и не издаёшь ни единого звука. А поболтать можно только на перемене, которая длится очень малое время.
- Я не хочу в школу, - взревел Томми.
- Как бы там ни было, но тебе придётся, всех заставляют туда ходить. Но ты не бойся, я уже два класса прошел, пережить можно!
Томми то и дело прокручивал диалог со своим другом в голове, пока не уснул.
* * *
- Вставай, малыш, сегодня первое сентября, тебе пора в школу, - тихо прошептала мама сынишке.
- Мама, я не хочу туда идти, мне страшно, - выдавил Том, прячась под одеяло.
- Ну что за глупости, школа - это очень интересно, ты сам всё увидишь.
- Билл говорил, что там нельзя разговаривать с друзьями, там нужно сидеть почти час не двигаясь, разве так можно?
- Пока не попробуешь, не узнаешь, - улыбнулась мама, - вставай, на кухне завтрак остывает.
У мальчика не оставалось выбора, мама была права, пока не попробуешь - никогда не узнаешь, как там в школе.
После завтрака у Томми поднялось настроение, а вместе с ним и интерес узнать неизведанное. Он быстро оделся и с нетерпением ждал маму у машины. Спустя пять минут она вышла.
- Ну что, готов?
- Давно, - улыбнулся мальчишка.
- Вот это мой Томми, - сказала мама, нежно ткнув мальчика в бок, - поехали.
* * *
Машина подъехала к большому одноэтажному зданию, вокруг которого расположился парк и множество спортивных площадок. Повсюду было много детей различного возраста. Некоторые шли с друзьями и веселились, некоторые медленно плелись по аллее. Внимание Томми привлекла небольшая компания, в которой он увидел Билла. Тот, заметив его, подал знак, мол, "держись, парень".
- Пойдём, Том, - позвала мама. Она взяла мальчика за руку и почувствовала, что та немного напряжена, - боишься, значит? Ну ничего, скоро всё пройдёт.
Мама повела Томми по аллее в большое здание, где в одном из корпусов робко стояли маленькие дети, держа за руку своих мам. Томми немного полегчало при их виде, он такой не один - все эти дети точно также боятся школы. Когда они нашли место, куда можно было бы стать, Томми начал разглядывать стоявших рядом ребят. Его взгляд привлекла девочка, она почти всё время смотрела в пол и не поднимала голову. "Вот кому действительно страшно" - подумал Том. Но его мысли оборвала женщина, которая подошла к их группке и начала перечислять фамилии тех, кто будет учиться у неё.
Спустя пять минут мама подвела сына к большому светлому классу и сказала:
- Ну вот и всё, с этого момента начинаются интересности. Дальше мне нельзя, будешь сам. Внимательно слушай, что будет говорить учительница и будь хорошим мальчиком. Я люблю тебя.
У Томми было много вопросов к маме, но учительница уже поторапливала детей.
- Я тоже тебя люблю, - помахал Томми вслед маме. Когда она исчезла из виду, по телу пробежала дрожь, а в сердце как будто не хватало кусочка. Глаза мальчика начали слезиться.
- Заходим, ребята, - позвала женщина оставшихся у дверей. Томми зажмурил глаза, сжал пальцы в кулак и, развернувшись, зашел в класс.
Почти все парты были уже заняты, в них с испуганным видом сидели первоклассники. Томми досталось место возле той самой девочки, которая никак не осмеливалась поднять голову. Усадив всех ребят, учительница представилась и начала рассказывать о том, какие чудеса предстоит увидеть им в течение учёбы в школе. По мере того, как шел урок, глаза у детей загорались всё ярче и ярче - учительница умела заинтересовать детей.
Прозвенел звонок. Некоторые ребята повернулись и начали знакомиться с соседями по парте. Сердце Томми колотилось - он в самом центре событий, которых так боялся долгое время. Ничего страшного в школе не было, а сорок пять минут прошли так быстро, что никто даже и не заметил.
- Привет, я Сэм, - обратился к Тому худенький высокий мальчик.
- Том.
- А тебя как зовут? - поинтересовался Сэм у его соседки по парте, но она молчала. - Хм, ненормальная, - он отвернулся и сел на место. Тем временем прозвенел звонок на урок и в класс вновь вошла учительница.
* * *
- Как тебе первый день в школе?
- Превосходно, - ответил Том, - там так интересно! Мы рисовали, слушали истории учительницы, я даже к доске выходил!
- Какой молодец, - улыбнулась мама. - Подружился с кем-нибудь?
- Да, Сэм, очень хороший парень, мы на перемене играли с ним в крестики-нолики.
- Это твой сосед по парте?
- Нет, он далеко от меня сидит. А меня посадили рядом с ненормальной девочкой, которая постоянно сидит с опущенной головой и молчит. Сэм хотел узнать её имя, но она не сказала ни слова.
- А тебе не приходило в голову, что эта девочка боится? - мама вдруг сменила тон. - Считать её ненормальной из-за этого нельзя. Лучше наоборот, попробуй как-нибудь облегчить её участь. Дай ей понять, что нет ничего страшного.
- Мам, я тебя понял. Завтра же поговорю с ней.
- Только не перегни палку. Поставь себя на её место и подумай, как будет лучше с ней поговорить.
* * *
Следующее утро Томми встретил с радостью - наконец-то снова в школу. Войдя в класс, он поприветствовал Сэма, и они вместе сыграли четыре партии в крестики-нолики. Прозвенел звонок, все уселись по своим местам и начали слушать рассказ учительницы. Том вспомнил вчерашний разговор с мамой, достал лист бумаги, нарисовал на нём бабочку, написал "Привет" и протянул своей соседке по парте. Та, удивившись, перетянула его к себе и написала: "Привет". "Тебя как зовут?", "Анна", "А меня Том, очень приятно".
Последовала пауза в десять минут - учительница рассказывала что-то очень интересное про бегемотов, а Томми в это время подставлял себя на место Анны. Затем он решился спросить: "Почему ты молчишь?", "Я не умею говорить". Прочитав ответ, Томми взглянул на неё со страхом, она подняла голову и тоже смотрела на него, с надеждой на понимание. В её глазах, голубых, как небо, наворачивались слёзы. "Попробуй как-нибудь облегчить её участь", - пронеслось в мыслях мальчика. Он осторожно улыбнулся, боясь, что его выражение лица будет считаться насмешливым. Но девочка, вместо слов научившаяся чувствовать, сразу поняла искренность его улыбки.
"Спасибо", - черкнула она.
"Ты не виновата, что не умеешь говорить. Не стоит из-за этого прятать голову". Анна, прочитав эти слова, посмотрела на него с более уверенным, но вопросительным взглядом. "К тому же у тебя красивые глаза", - добавил Том. Девочка взглянула на лист бумаги, подняла голову, некоторое время посмотрела на учительницу, затем написала: "Ты не против, я оставлю этот листок себе на память в конце дня?", "Не против".
Прозвенел звонок, к парте подошел Сэм.
- Последний раз спрашиваю, как тебя зовут?
- Не трогай её, Сэм, она не умеет говорить, - вступился Том.
- Не умеет? - Он засмеялся. - Не научили что ли? - Рядом сидящие ребята тоже едва сдерживали смешок.
Томми и вправду не знал, как так случается, что люди не умеют говорить. Но от того, что девочка вновь опустила голову, он разозлился:
- Вам лишь бы смеяться! Ты мне больше не друг!
- Не больно-то и нужна мне твоя дружба, я и с Борисом в крестики-нолики поиграть могу.
Прозвенел звонок, все сели по своим местам. Томми заметил, что Анна вытирает слёзы. "Не плачь, я не дам тебя в обиду".
В конце дня девочка свернула листок, на котором они переписывались с соседом по парте. Том подождал, пока она соберётся, и провёл во двор, где её уже ждала мама. Она обняла дочку и, взяв за руку, направилась к выходу. Анна помахала рукой на прощание, Том улыбнулся.
* * *
Три года спустя.
- К нам завтра переводят нового мальчика, интересно, он симпатичный?
- Вот придёт, и посмотрите, - буркнул Том сидящим девочкам, проходя мимо. - До завтра!
- Пока, - хором прокричали три девочки и лишь одна промолчала.
На следующее утро в самом начале первого урока учительница представила классу новенького мальчика, которого перевели из соседней школы.
- Дети, этого мальчика зовут Питер. Он немой. В прежней школе его обижали, поэтому он перевёлся к вам, ведь вы уже знаете, как обращаться с такими людьми, ведь так?
Все ребята дружно крикнули "Да", поглядывая то на Питера, то на Анну. У последней горели глаза - наконец-то в классе будет кто-то такой же, как и она.
Питера посадили на свободную парту слева от ряда, где сидела Анна. Они переглянулись. Питер смущенно сделал приветственный жест, Анна ответила ему тем же. Затем оба повернулись - учительница начала проводить урок.
"Рад за тебя! Вспоминай иногда меня, хорошо?", - написал Том Анне.
"Прекрати паясничать", - ответила девочка, показав Тому язык. Мальчик улыбнулся и продолжить слушать урок.
Как только прозвенел звонок, Питеру бросили кучу бумажек с приветствиями. Затем подошла Анна и они всю перемену общались на языке жестов об их школах. Питер дал понять Анне, что с первых же минут ему понравилось в этой школе.
По окончанию учебного дня, Анна и Питер пошли домой вдвоём. Каждый чувствовал свободу в выражении своих мыслей. Это не удивительно - столько лет просидеть в школе, общаясь со сверстниками на листочке, а потом вдруг найти человека, который понимает и "слышит" тебя.
- На твоём месте я бы жутко ревновал, - сказал Сэм Тому.
- Нет, это должно было произойти. Я только рад за неё.
* * *
Утром Томми проснулся сам не свой. Он не мог найти причины мерзкого настроения и это нервировало еще больше. Всё ему мешало, всё выскальзывало с рук - в конце концов, Томми опоздал в школу на полчаса.
- Извините за опоздание, больше такого не повторится, можно сесть? - воскликнул Томми.
- Ну если больше не повторится, то пожалуйста.
Томми повернулся, чтобы взглянуть на свою парту и обомлел - на его месте сидел Питер. В сердце заколотило.
- Садись на свободное место, вон там, в конце, - ровным тоном сказала учительница, - я посадила Питера и Анну вместе, так им двоим будет лучше.
Том шел к своему новому месту. Ноги едва ступали. Никогда еще класс ему не казался таким длинным.
На перемене Анна подошла к Тому и протянула листок:
"Для меня самой это было шокирующей новостью. А ты почему опоздал?"
"Сегодня не мой день, вот и всё"
"Не всё", - Анна улыбнулась и подала знак Тому, чтобы тот пошел играть с ней в коридоре.
В конце дня Томми провожал Анну домой. "Всё-таки зря я сердился, всё осталось по-прежнему", - подумал он, видя, как мама обнимает девочку.
* * *
Близилась зима. И чем холоднее становилось на улице, тем раздраженнее становился Томми. Как бы он ни пытался себе внушить, что "всё осталось по-прежнему", он всё же видел, как разрасталась связь между Анной и Питером и как эта связь терялась между им самим и Анной.
Мама Томми тоже видела, что с сыном происходит что-то неладное.
- С каждым днём ты становишься грустным, что тебя тревожит?
- Ничего, это, наверное, из-за холода.
- В сердце?
Мальчик поднял глаза и с удивлением посмотрел на маму. А ей не нужно было слов, чтобы всё понять.
- Ты взвесь все аргументы. Если перевесит одна сторона, значит отпусти всё, что осталось во второй. - Она потрепала Томми за ухо и оставила ребёнка наедине.
Томми никогда не понимал, как мама может всегда и во всём быть права. Все советы, которые она давала, приводили к правильному решению. Вот и на этот раз он последовал её словам и стал думать.
* * *
На улице шел снег, Томми сидел на лавочке у школьного двора, дожидаясь Анну. Он хотел поговорить с ней до начала занятий. А пока время было раннее, он вылепливал из снега различные фигурки.
Анна появилась внезапно, нежно хлопнув мальчика по плечу.
Он посмотрел в её глаза, на ресницы упали несколько снежинок и тут же растаяли.
- Я тебя слышу! Нет, не ушами, я слышу тебя своим сердцем. Чтобы понять тебя мне достаточно посмотреть в твои глаза, там я вижу все слова. И даже если ты научишься говорить, а я оглохну, я всё равно буду тебя слышать.
Томми протянул ей бабочку, только что вылепленную из снега, такую же, как рисовал в первый день их общения.
Анна достала из внутреннего кармана куртки листок бумаги и развернула. Томми увидел всё ту же бабочку и их первый диалог.
- Я люблю тебя, - прошептал Томми.
- И я!
Комментариев нет:
Отправить комментарий